КАК МЫ БОРОЛИСЬ ЗА аэровокзал "Уктус"
Уральское управление Ространснадзора снесло аэровокзал "для экономии бюджетных средств".

Он официально обладал признаками объекта культурного наследия и распоряжаться им должно Росимущество, а не Ространснадзор.

Тем не менее мы не хотим забывать, чем он был значим для города и как мы боролись за его сохранение.

Аэровокзал аэропорта «Уктус» – главное историческое здание Чкаловского района. Он был одним из немногих уцелевших довоенных аэровокзалов и редким примером советского ар-деко.
Он был в государственной собственности, но не использовался. В попытках его спасти мы собрали здесь подробные ответы о статусе здания.

Вот аргументы против его сноса:
1. АЭРОВОКЗАЛ — ГЛАВНЫЙ ПАМЯТНИК РАЙОНА
Аэровокзал важен как значимое здание для города и Ботанического района. Раньше здесь располагался первый аэропорт города и здание является единственным историческом памятником, свидетельствующим об истории этого места.
2. ПАМЯТНИК ЭПОХИ ПОЯВЛЕНИЯ АВИАЦИИ
Аэропорт имел особое стратегическое и государственное значение в становлении гражданской авиации России во время Великой отечественной Войны.

Он являлся, вероятно, единственным в России из сохранившихся в неизменном виде аэровокзалов магистральных аэропортов, построенных до 1941г. Аэровокзал — зримое свидетельство этапа и развития гражданской авиации России, в этом была его уникальная историческая ценность.
"Аэровокзал "Уктус" - это колыбель гражданской авиации. Таких зданий в России на пальцах руки можно пересчитать. Всегда хочется прикоснуться к истории живьем, то есть к каким-то артефактам. Аэровокзал - живой свидетель и артефакт",

— Александр Остапов, пилот-инструктор "Уральских авиалиний".
3. ЕГО АРХИТЕКТУРА УНИКАЛЬНА
Здание было построено в 1937 году по индивидуальному проекту, объединившему стилистики конструктивизма и неоклассики. В этот период архитекторы ещё мыслили в духе конструктивизма, но государство уже провозглашало новые принципы в архитектуре.

Здание совмещает в себе элементы обоих стилей, этот переходный стиль иногда называют постконструктивизмом и он характерен исключительно для некоторых советских зданий 30-х годов.

Некоторые же эксперты относили его к редким памятникам советского ар-деко.
ВЫВОД: В ЕГО СНОСЕ НЕ БЫЛО НУЖДЫ
.
Для строительства торгового центра и нового автовокзала отведена большая территория (примерно 13 гектаров), а аэровокзал находится с краю участка и занимает не более 5% от всей его площади. Автовокзал планируется в противоположной части участка.

При необходимости с хорошим архитекторам можно было сохранить здание без ущерба для функциональности новой застройки.
ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ?
Цитаты приведены из официальных экспертиз, направленных в Управление охраны памятников
  • Аэровокзал аэропорта «Уктус» - один из первых аэровокзалов России. Здание построено по оригинальному проекту, в настоящее время полноценно соответствует первоначальному архитектурному решению. Это одно из немногих зданий аэровокзалов на территории России, построенных на начальном этапе развития гражданской авиации (до 1941г.). Аэровокзал аэропорта «Уктус» является уникальным свидетелем истории развития авиации России, имеет все основания для получения статуса объекта культурного наследия.
    Ознакомится с заключением.
    Токменинова Людмила (аттестованный государственный эксперт)
    Руководитель Свердловского регионального отделения НК ИКОМОС (Международный совет по вопросам памятников)
  • Данное здание не может рассматриваться, как исторический артефакт и решение о его сохранении и дальнейшем использовании может быть принято только собственником исходя из экономической целесообразности. Наделять данный объект недвижимости особо охраняемым статусом объекта культурного наследия нецелесообразно.
    Ознакомиться с заключением.
    Сергей Епифанов (экспертиза заказана Управлением охраны памятников)
  • Аэровокзал аэропорта «Уктус» – один из немногих сохранившихся объектов, построенных в период зарождения гражданской авиации России. Аэровокзал аэропорта «Уктус» является уникальным свидетелем истории развития авиации России, представляет ценность с точки зрения архитектуры и градостроительства, является подлинным источником информации о развитии культуры, имеет все основания для получения статуса объекта культурного наследия.
    Ознакомиться с заключением.
    Николай Васильев (независимый эксперт)
    Генеральный секретарь DOCOMOMO Россия ( Международная рабочая группа по документации и консервации зданий)
  • Здание аэровокзала планировочно не связано ни с существующей застройкой, ни с перспективой развития данной территории. Архитектура здания представляет собой не самый лучший образец, никаких интересных элементов декора фасадов или интерьеров здание не содержит. Здание аэровокзала не содержит каких-либо признаков, позволяющих говорить о возможности отнесения его к объектам культурного наследия.
    Ознакомиться с заключением.
    Григорий Мазаев (экспертиза заказана Управлением охраны памятников)
  • Здание аэровокзала и связанная с ним территория является объектом, свидетельствующим о развитии науки и техники в ходе исторических событий, представляет собой ценность с точки зрения социальной культуры, является подлинным источником информации. Аэровокзал аэропорта "Уктус" является объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия.
    Ознакомиться с заключением.
    Сергей Каменский (независимый эксперт)
  • Здесь нет уникальных или ценных архитектурно-художественных элементов и особых архитектурно-строительных конструкций. Объект "Аэровокзал аэропорта Уктус" не обладает ценностными характеристиками и признаками объекта культурного наследия.
    Ознакомиться с заключением.
    Леонид Генин (экспертиза заказана Управлением охраны памятников)
  • Здание аэровокзала аэропорта "Уктус", вероятно, является единственным в России из сохранившихся в неизменном виде построенных по индивидуальном проектам довоенных аэровокзалов. Рассматриваемый объект может быть включен в перечень как памятник истории, как памятник градостроительства и архитектуры.
    Ознакомиться с заключением.
    Лариса Шашкина (экспертиза заказана Управлением охраны памятнкиов)
  • Значение этого здания, как самостоятельного объекта для истории, архитектуры, градостроительства, науки, социальной культуры невысокое... Функционально значение здания восстановить невозможно... Рекомендуем принять решение об отказе о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.
    Ознакомиться с заключением.
    Юрий Курашов (экспертиза заказана Управлением охраны памятников)
    Заместитель председателя Президиума Свердловского регионального отделения ВООПИиКписьмо признано не имеющим юридической силы в качестве официального документа, отражающего позицию организации
  • Аэровокзал «Уктус» является редким и крайне ценным памятником первоначального этапа развития авиации в нашей стране. Здание сохранило подлинную планировку и оригинальный декор, соответствующий его назначению. Здание несомненно обладает исторической, мемориальной, архитектурной и градостроительной ценностью... Имеются все основания для включения здания в перечень выявленных объектов культурного наследия.
    Ознакомиться с заключением.
    Евгений Соседов (независимый эксперт)
    Заместитель председателя центрального совета ВООПиК
Дизайнеры разработали проект интерьера для современного использования аэровокзала. В здании предлагается разместить посвященные авиационной тематике музей, кафе, коворкинг, магазин, а также кружок моделирования.
ДВЕ ПОПЫТКИ СПАСТИ "УКТУС":
1. ЧЕРЕЗ СТАТУС ОКН
Первый раз заявление о включении аэровокзала в реестр ОКН было подано координатором общественного движения "Реальная история" Мариной Сахаровой. К заявлению были приложены заключения Николая Васильева (DOCOMOMO в России), государственного аттестованного эксперта Людмилы Токмениновой, вице-президента НК ИКОМОС, Россия, а также экпертиза Музея истории Екатеринбурга, которые признали аэровокзал памятником.
Текст первого заявления здесь.

Второй раз заявление подано 28 октября 2021 года. Авторы заявления:

Галина Алексеева — Архитектор, лауреат премии имени В.Н.Татищева и Г.В. де Геннина за заслуги в области архитектуры и строительства

Дмитрий Дёмин — Директор (главный архитектор) ООО ""Екатеринбургская специальная научно-реставрационная проектная мастерская", Архитектор-реставратор высшей категории, член ICOMOS, член общероссийской общественной организации "Союз реставраторов России"

Марина Сахарова — Градостроитель, координатор общественного движения «Реальная история», лауреат премии имени Алексея Комеча, член ICOMOS

Полный текст заявления здесь.
2. ЧЕРЕЗ ПОДПИСНУЮ КАМПАНИЮ
В день гражданской авиации - 9 февраля на сайте change.org была создана петиция в адрес Губернатора Свердловской области, Министерства культуры РФ и Федерального агентства воздушного транспорта с просьбой сохранить здание аэровокзала, ее подписали 990 человек.
В тот же день — 9 февраля — начался сбор бумажных подписей под открытым письмом Главе Екатеринбурга, Губернатору Свердловской области, Министру культуры и Президенту России. На протяжении трех недель волонтеры собирали подписи и к 4 марта удалось собрать 1382 подписи. Однако ответа от властей не последовало.
Ссылка на пост.
16 ноября отправлено открытое письмо Главе Екатеринбурга и Губернатору Свердловской области, в котором мы просим во-первых, вмешаться и остановить поспешный и бессмысленный снос. А во-вторых, обсудить ситуацию вокруг Аэровокзала с экспертами по сохранению исторического наследия и архитекторами, публично рассмотреть разные варианты выхода из ситуации. Под письмом подписалось более 300 активных горожан, архитекторов, деятелей культуры.
Ссылка на письмо и список подписантов.
Утром 26 ноября 2021 Аэровокзал снесли.
~

Подробные ответы на эти и другие обращения мы собрали в этом документе